?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования не является новой. Тем не менее, в "теорию заговора" поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье предлагается проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.

[Spoiler (click to open)]Лирически-методологическое предисловие

Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего было такая профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некого прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трех-шаговую методику выявления инопланетных прогрессоров. Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена.

Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.

Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.

1. Снижение творческой мотивации педагогов

Общая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают все». Проблемы в том, что педагоги высшей школы – кадры еще те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.

Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуация именно до абсурда — чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.

2. Подрыв авторитета педагогов

Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.

Конкретные действия. Смотри пункт 1.

3. Бюрократизация учебного процесса

Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мыcли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.

Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.

4. Либерализация учебного процесса

Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результата был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс. Человек — существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.

Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.

5. Разрушение интеллектуальной атмосферы

Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известным учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибраций. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.

Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:

— лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
— сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
— снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).

Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучения, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.

6. Подбор руководящих кадров

Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.

Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.

Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.

7. Маскировка

Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.

Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.

Замечания к программе

Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер. Вот собственно и все. Как видите – ничего сложного.


Автор статьи: Д.Б. Сандаков (Январь 2013, г. Минск)

Блин... Работаю вот сейчас в ВУЗе.
Всё совпадает.
Страшно...
Нет, не страшно. Противно.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
airenyere
Nov. 9th, 2015 07:46 pm (UTC)
Да уж, прямо как по инструкции работают. А у нас тут недавно опубликовали инструкции ЦРУ времен Второй Мировой войны "Как развалить предприятие противника". Так тоже полное впечатление, что многие фирмы эти рекомендации на вооружение взяли или везде агенты ЦРУ работают :)
kumehtar
Nov. 10th, 2015 06:36 am (UTC)
Меня тоже поразило это совпадение. И что хуже всего - главным движущим звеном лично в нашем институте является хозяин института, тот же самый,который его и создал. Это приводит меня в ступор, честно говоря.
airenyere
Nov. 10th, 2015 08:32 am (UTC)
Знаете, меня тоже в последнее время удивляют самоубийственные тенденции в человеческих обществах. Вот как в Вашем примере. И даже не на примерах отдельных организаций, а целых стран.

В Европе вон сейчас правительства свои страны гробят, практически позволив нашествие из исламских государств, причем нашествие молодых здоровых, воинственных и агрессивных мужчин (которое к тому же не хотят работать), а не женщин с детьми...

Видимо, в природе сработал какой-то механизм вроде как у леммингов, когда они в море бросаются, или у китов, когда они наоборот на сушу выбрасываются. Иначе объяснить не получается - разум отказывается.
kumehtar
Nov. 10th, 2015 08:53 am (UTC)
Ой, эти беженцы - это вообще жуть. У нас тут такие дикие слухи об этом проскакивают, что меня дрожь пробирает. Искренне сочувствую. Может и фэйки, но общая обстановка нагнетается. Надеюсь, хотя бы вас это не коснётся, в смысле - не будет проблем вашей семье.

Да, что-то странное творится, вы правы. Будем наблюдать...
airenyere
Nov. 10th, 2015 03:37 pm (UTC)
Думаю, что рано или поздно это всех коснется. И не только Европы. Но, к сожалению, с коллективным сумасшествием мало что можно сделать :( Если только наблюдать, как Вы и сказали.
airenyere
Nov. 10th, 2015 05:16 pm (UTC)
Но действительно хочется надеяться, что напрямую не коснется. Хотя в Финляндии, например, сильно выросли продажи всяких средств самозащиты. Да я и сама без холодного оружия уже по вечерам не хожу. Дожили :(
kumehtar
Nov. 11th, 2015 05:32 am (UTC)
Вы с ножом поосторожнее. Как там у вас с этим - не знаю, но у нас за такое менты могут прихватить. Да и если кому-то в печень его загоните - тоже посадят. Баллончик лучше купите.

(У нас когда-то один чувак носил в рукавах два шланга высокого давления с огромными гайками на конце. Доставались они в пару движений, и гайками об асфальт как врежет - искры шли! Эпично было! Как Иван Ванко из "Железного человека 2"!)))
airenyere
Nov. 11th, 2015 04:50 pm (UTC)
Круто - про шланги :)

У нас вообще-то с ножом тоже нельзя, ну так ведь он же не для убийства, а для рукоделия ;) А вообще в Финляндии настолько нелепая система правосудия, что серьезный срок здесь можно получить только за уход от налогов, и то, если ты не местный олигарх.

Вот недавно был суд. Пятеро сомалийцев изнасиловали 18-летнюю финку. Им дали по году-два УСЛОВНО. То есть даже не посадили. Типа первый раз, смягчающие обстоятельства. Так что я уж лучше с ножом, если выбирать.
kumehtar
Nov. 12th, 2015 05:57 am (UTC)
Мама дорогая, пять челов.. эээ... человекоподобных существ одну девочку?? Вот мрази... Не мужики, а грязь подножная... Я как наслушаюсь подобных историй, мне всё время вспоминается вот эта фраза:



Странная у вас система правосудия. Получается, можно как в той поговорке: жечь, воровать, любить гусей, только бы бабки в общак скидывался?? Не в обиду сказано, но знаете, я и раньше знал, и сейчас вот понял, что я в такую Европу не хочу. Да, у нас тут кризис, у нас тут жесть. Правители - воры и идиоты, и всё такое. Но у нас, слава Богу, еще не всё решают деньги, хотя, конечно, к этому идёт. Описываемая вами ситуация представляется мне полным и безоговорочным проигрышем всему тому, против чего мы раньше сражались, и за что отдавали жизни.

Вы там и правда поосторожнее... Вот сейчас я за вас начинаю волноваться.
airenyere
Nov. 12th, 2015 03:49 pm (UTC)
Спасибо :) но волноваться не стоит - я вполне могу за себя постоять :)

Проблема европейских стран в том, что большая часть народу плохо представляет реалии мира за пределами своего домика. Законодательство и полицейская система рассчитаны на законопослушных людей. В таком обществе убийц лечат, а не наказывают. Но так ведь и убийцы в таком обществе - это нечто из ряда вон выходящее.

А теперь это благополучное и законопослушное общество столкнулось с представителями другого общества, которых оно самоубийственно пытается мерить по своей мерке.

Для них эти мужики-"беженцы" - бедные-несчастные типа бездомных собачек. И они не представляют себе, что эти бедные-несчастные запросто бы им глотку перерезали где-нибудь в Африке. Да и в Европе уже до этого доходит. Бараны, конечно, могут приглашать волков к себе жить и проповедовать им христианское смирение с вегетарианством, только от баранов в итоге рожки да ножки останутся. И вот этого большинство европейцев не видит, поскольку это же расизм признать, что разные люди и общества находятся на разной стадии развития и не равны по определению.
kumehtar
Nov. 12th, 2015 04:49 pm (UTC)
"И вот этого большинство европейцев не видит, поскольку это же расизм признать, что разные люди и общества находятся на разной стадии развития и не равны по определению."

Ну уж с этим-то я проблем не ожидал. Заржаветь настолько, что забыть об этом - надо еще суметь. Но мне почему-то кажется, что это быстро закончится, если вас прижмут по-настоящему. Всё-таки история у Европы весьма бурная. Не могло это всё забыться за прошедшие 70 лет!.. Хочется верить, что хотя бы правитель сохранили разум, и кинутся не слишком поздно...
airenyere
Nov. 12th, 2015 05:40 pm (UTC)
Хочется верить, но пока не верится. Не известно, сколько еще трагедий понадобится чтобы они одумались, и не будет ли тогда уже поздно.
kumehtar
Nov. 11th, 2015 05:27 am (UTC)
Как вы и сказали, нынче мне не понятно почему это всё происходит. Имхо, любое коллективное сумасшествие на самом деле имеет свою четкую причину и своего пророка, хотя бы потому, что по-настоящему с ума сходят по одиночке. Пока я лишь догадываюсь с той или иной вероятностью, не более того. А вот когда всё станет яснее, и к той поре я, возможно, получу назад себя, тогда и ясно станет что делать.
airenyere
Nov. 11th, 2015 04:44 pm (UTC)
Хотелось бы верить, что ясно будет, что делать. И главное - что это будет в наших силах - что-то сделать.
kumehtar
Nov. 12th, 2015 06:02 am (UTC)
Вот насчет последнего - это да, я тоже об этом постоянно думаю. Надеюсь.
invader_avenger
Nov. 10th, 2015 05:49 am (UTC)
Ви таки будете смеяться, но это все больше подходит именно к западным университетам, особенно американским.
Смотрите сюда: https://www.youtube.com/watch?v=nd4kX66uG1M
Да, это Йель, лига плюща, 60 килобаксов в год за обучение.
Комментарии под оригинальным видео выпилили, а жаль, было интересно. Тут комментарии послабее будут.
Пункт 5 раскрыт полностью я щетаю.
kumehtar
Nov. 10th, 2015 06:37 am (UTC)
К нашим это подходит не меньше, поверьте.
( 17 comments — Leave a comment )